![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|||
Группа: Пользователи Сообщений: 6 Регистрация: 10.08.2012 Пользователь №: 24064 ![]() |
Добрый день! Изучаю статистику по О.Ю.Реброву самостоятельно, использую Statistica 8.
Подскажите, пожалуйста, 2 группы, исследуем 4 количественных признака, в каждой группе n=70. Наша задача: сопоставить анализ крови до и после принятия препарата у здоровых и у больных. Наши действия: 1. Проверили на нормальность - каждый признака по Тесту Колмогорову ?Смирнову (у всех признаков результат примерно аналогичен 2. Т.к. распределение признаков нормальное, и группы зависимые (признаки изучали у одной группы до и после принятия препарата) применили статистический анализ (t-критерий Стьюдента для зависимых групп) 3. При анализе выходит примерно такой ответ ( Вопрос: 1. Правильны ли наши действия? 2. Различия значений всех 4-х количественных признаков недостоверны? 3. У нас получается р> 0.05, подскажите пожалуйста как можно интерпретировать, и провести описание результатов? Большое спасибо! |
||
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]()
Сообщение
#2
|
|
Группа: Пользователи Сообщений: 6 Регистрация: 10.08.2012 Пользователь №: 24064 ![]() |
Большое спасибо за ценные советы! Да в любом случае мы не получим статистически значимых отличий, но для ?спортивного? интереса попробую применить метод ?One-way MANOVA?, правда еще не знаю как это делать, надеюсь О.Ю.Ребров мне поможет в этом
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]()
Сообщение
#3
|
|
Группа: Пользователи Сообщений: 902 Регистрация: 23.08.2010 Пользователь №: 22694 ![]() |
Большое спасибо за ценные советы! Да в любом случае мы не получим статистически значимых отличий, но для ?спортивного? интереса попробую применить метод ?One-way MANOVA?, правда еще не знаю как это делать, надеюсь О.Ю.Ребров мне поможет в этом ![]() Применительно к вашему случаю подойдет критерий Хотеллинга (многомерный аналог Стьюдента) и Шайрера-Рея-Хейра (непараметрический аналог). Оба реализованы в программе AtteStat (http://Attestatsoft.narod.ru). Не поленитесь прочитать стр. 239 pdf-мануала. |
|
![]() |
![]() |
![]()
Сообщение
#4
|
|
Группа: Пользователи Сообщений: 6 Регистрация: 10.08.2012 Пользователь №: 24064 ![]() |
Применительно к вашему случаю подойдет критерий Хотеллинга (многомерный аналог Стьюдента) и Шайрера-Рея-Хейра (непараметрический аналог). Оба реализованы в программе AtteStat (http://Attestatsoft.narod.ru). Не поленитесь прочитать стр. 239 pdf-мануала. Попробовал установить Attestat, вначале произошла интеграция в Excel, но после перезагрузки компьютера- исчезла, и как тщательно я ее не искал в Excel и не открывал программу Attestat больше она не появлялась, может из-за того что office 2010 или другие причины я не знаю (. В связи с этим решил, продолжать изучение statistica У меня возникло два вопроса: 1. Можно ли оставить на этом этапе, все равно как сказал TheThing - "вы в любом случае не получите стат. значимых отличий", может и не стоит "копать" глубже? 2. Если все же продолжать, можно ли использовать многомерные статистические анализы, такие как: кластерный анализ, дискриминантный анализ и др. методы реализованные в statistica? Спасибо. |
|
![]() |
![]() |
![]()
Сообщение
#5
|
|
Группа: Пользователи Сообщений: 902 Регистрация: 23.08.2010 Пользователь №: 22694 ![]() |
Попробовал установить Attestat, вначале произошла интеграция в Excel, но после перезагрузки компьютера- исчезла, и как тщательно я ее не искал в Excel и не открывал программу Attestat больше она не появлялась, может из-за того что office 2010 или другие причины я не знаю (. В связи с этим решил, продолжать изучение statistica У меня возникло два вопроса: 1. Можно ли оставить на этом этапе, все равно как сказал TheThing - "вы в любом случае не получите стат. значимых отличий", может и не стоит "копать" глубже? 2. Если все же продолжать, можно ли использовать многомерные статистические анализы, такие как: кластерный анализ, дискриминантный анализ и др. методы реализованные в statistica? Спасибо. Понимаете, какое дело: дисперсионный анализ - это способ проверить гипотезу о средней, а кластерный и дискриминантный анализы - это все-таки задачи классификации объектов. Это далеко не одно и то же. Так что лучше всего констатировать отсутствие различий и на этом успокоиться. |
|
![]() |
![]() |
![]()
Сообщение
#6
|
|
![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1091 Регистрация: 26.08.2010 Пользователь №: 22699 ![]() |
Понимаете, какое дело: дисперсионный анализ - это способ проверить гипотезу о средней, а кластерный и дискриминантный анализы - это все-таки задачи классификации объектов. Это далеко не одно и то же. Так что лучше всего констатировать отсутствие различий и на этом успокоиться. зависимости в данных бывают и нелинейные ![]() PS я бы вообще подход --- когда считается какой то тест, и его "достоверные" результаты являются причиной печатать статью не применял бы. в интернете масса страничек где можно ощутить всю бессмысленность такого подхода к данным. правильно сначала увидеть эффект в дисперсии данных и только потом проверять гипотезу о его достоверности. Сообщение отредактировал p2004r - 13.08.2012 - 19:19 ![]() |
|
![]() |
![]() |
![]()
Сообщение
#7
|
|
Группа: Пользователи Сообщений: 116 Регистрация: 20.02.2011 Пользователь №: 23251 ![]() |
зависимости в данных бывают и нелинейные ![]() PS я бы вообще подход --- когда считается какой то тест, и его "достоверные" результаты являются причиной печатать статью не применял бы. в интернете масса страничек где можно ощутить всю бессмысленность такого подхода к данным. правильно сначала увидеть эффект в дисперсии данных и только потом проверять гипотезу о его достоверности. Здесь на форуме уже была статья Коэна "The earth is round, p < .05" (Cohen), где высмеивался данный подход. И это проблема не только массы страничек в интернете, а проблема подхода к анализу статистических данных вот уже более 50 лет. Поскольку статистика предполагает вероятностный исход результатов, то очень много людей именно и стремятся к получению заветной "достоверности". Про величину эффекта редко вспоминают. В Американской ассоциации психологов (APA) было предложение даже "забанить" практически трактовать статистически значимые результаты, основываясь лишь на p-value. Такое намерение конечно придушили.. |
|
![]() |
![]() |
![]()
Сообщение
#8
|
|
Группа: Пользователи Сообщений: 33 Регистрация: 29.08.2012 Пользователь №: 24130 ![]() |
Здесь на форуме уже была статья Коэна "The earth is round, p < .05" (Cohen), где высмеивался данный подход. И это проблема не только массы страничек в интернете, а проблема подхода к анализу статистических данных вот уже более 50 лет. Поскольку статистика предполагает вероятностный исход результатов, то очень много людей именно и стремятся к получению заветной "достоверности". Про величину эффекта редко вспоминают. В Американской ассоциации психологов (APA) было предложение даже "забанить" практически трактовать статистически значимые результаты, основываясь лишь на p-value. Такое намерение конечно придушили.. Про величину эффекта как-то забывают. А что такое величина эффекта конкретно? Как и кто определяет эту самую величину? |
|
![]() |
![]() |
![]()
Сообщение
#9
|
|||
Группа: Пользователи Сообщений: 116 Регистрация: 20.02.2011 Пользователь №: 23251 ![]() |
Про величину эффекта как-то забывают. А что такое величина эффекта конкретно? Как и кто определяет эту самую величину? Если NHST (Null hypothesis significance testing) позволяет нам сказать например, что средние двух выборок статистически значимо отличаются (H0 = X1 - X2 = 0), то величина эффекта позволяет нам понять, насколько "сильно" ("много", "больше") они отличаются. Ведь при p < .05 они могут отличаться как на 0.000001 так и на значение, "далекое" от нуля. Существует приблизительно около 30 величин эффекта, все они в основном делятся на 2 группы: величина эффекта D Коэна (Cohen) и r Пирсона. Более подробно обо всем этом можно почитать в 2 замечательных книгах о величинах эффекта: 1) Effect size for research, a broad practical approach by Robert Grissom 2) Essential guide to effect size by Paul Ellis Обе книги можно словить в свободном доступе. Чтобы показать на пальцах, что может величина эффекта и не может NHST, посмотрите следующий пример, тем более я его завязал на любимом Вами критерии Стьюдента ![]() На рис. 1 выдержка из результатов анализа SPSS. Обратите внимание на колонку "разница средних" - Mean difference - в обеих случаях мы видим разницу в -2,20, но для первой таблицы разница в средних -2,20 является статистически значимой (p < .001), а для второго случая - стат. незначимой (p = .169, если предполагается равенство дисперсий). Как такое может быть? ответ находится в той же самой таблице ![]() На рис. 2 несколько другая ситуация. Разницы между средними нет (если говорить стат. языком - так говорить нельзя), как видно из колонки Mean difference - 0. Однако средние двух выборок статистически значимо отличаются друг от друга (p = .022). Как же это возможно? Ответ опять же есть в таблице. Человек, который владеет лишь NHST, делает корректные стат. выводы, однако эти выводы не имеют никакой практической значимости, поскольку не был проведен анализ величин эффекта. |
||
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() |