Цитата(sayrus @ 2.09.2010 - 12:58)

Простая рандомизация - подразумевал, что без стратификации, т.е. без стандартизации групп по какому-нибудь признаку или признакам, характеризующим участников. Этим я хотел подчеркнуть, что дополнительных условий при рандомизации не было. Хотя в общем она была 2-компонентной, простой - на первом этапе, и блочной - на последующих (см. ниже).
Итак, вмешательство было следующим. Имелся текст (первый вариант), его трансформировали, получили второй вариант (предположительно оптимальный вариант; оптимальный для восприятия). Текстов было 5. Соответственно, имелось 5 исходных текстов и 5 трансформированных "копий". Были участники исследования - 100 человек. Оптимальность для восприятия оценивали по 5-бальной шкале. Целью было оценить эффективность изменения не каждого отдельного текста, а получить суммарную оценку, т.е. изменились ли в общем (в среднем) тексты или нет. Такой подход связан с тем, что текстов в принципе может быть существенно больше, а трансформирует текст команда, вклад каждого участника которой на разных этапах может быть неодинаков. На первом этапе (перед раздачей первой пары текстов) рандомизация была одномоментной (т.е. с помощью программы группа в 100 человек была разом поделена 1:1). На основании полученной последовательности одним достался текст ?1 (исходный), вторым ?1 (исправленный). В последующем, по мере выполнения задания (получения от участников оценки восприятия текста), участников рандомизировали блоками (по 10 человек, последовательно присылавших заключения). Рандомизация опять же была была в 2 группы, отношение 1:1. И так до тех пор, пока участник не оценил все 5 текстов (исходных или исправленных вариантов). В ходе исследования некоторые участники отказывались от дальнейшего продолжения совсем, некоторые - от оценки только некоторых (1 или больше) текстов (т.е. могли оценить тексты ?1 и 2, пропускали ?3 и затем оценивали ?4 и 5; что такое возможно предполагалось еще при планировании). Проблема в следующем. Как описать группы рандомизации, чтобы стала ясна ее адекватность? Каждый участник был охарактеризован по 25 пунктам (количественные и качественные признаки, например, пол, возраст и т.д.). Сравнение групп по этим показателям могло бы ответить на поставленный мною вопрос, но только в обычном случае, при рандомизации в параллельные группы (в т.ч. и при перекрестном дизайне исследования). Но при многократном "перекресте" возникла проблема. Если представленного описания хода исследования недостаточно, могу сбросить все в личку. К сожалению, для публичного обсуждения материал пока не готов.
я не уверен, что при таком дизайне Вы вообще имеете реальную рандомизацию. Рандомизация означает, что каждый человек имеет одинаковую вероятность получить каждое вмешательство. Я не уверен, что у Вас такое получалось, ввиду последовательной процедуры, зависящей от времени выполнения задания, есть подозрение, что пропуски будут концентрироваться в группе более медленно работающих, соответственно у них вероятности получить тексты будут иными, чем у более быстро работающих. Соответственно, первый этап, доказать, что мое предположение неправильно и действительно все группы имели одинаковую вероятность получить все тексты.
Соответственно далее, Вам надо описать последовательность текстов для каждого человека, т.е. 1х2п3х4х5п и т.д., и посмотреть частоту встречаемости каждой такой цепочки. Далее Вы либо сравниваете похожие цепочки (скорее всего не получится, много комбинаций цепочек), либо сравниваете просто каждый этап (все лица с первым текстом), затем все лица со вторым текстом и т.д. - у Вас будет 5 таблиц сравнения по пяти этапам исследования.
На самом деле, дизайн был не очень удачным, он, скорее всего, является не сбалансированным, надо было делать иначе (это для тех, кто будет читать ветку) - вначале сделать сбалансированную матрицу цепочек, причем лучше начинать не с одного текста, а разных - возможно, что один текст влияет на восприятие другого текста, carryover, затем рандомизировать полученную 5*100 матрицу путем случайной перестановки строк и столбцов, и использовать эту матрицу для всего исследования. Подобный подход является стандартным для перекрестных исследований.