Цитата(Света K @ 3.11.2017 - 17:40)

После воздействия неким фактором (А) измерили длину 4 побегов в опыте и контроле.
Без действия:
75,2
78,3
88,9
87,0
После:
80,1
90,5
95,9
99,2
Как правильно написать (и вначале посчитать), что их длина увеличилась?
Судя по Вашему пункту 2, наверное, так: действие "А" эффективно, в результате длина увеличилась на 9 +- 5,3 см. (корень(44/4+69/4)=5,3)
А как по пункту 3? (В наличии только Excel 2003-2007 и калькулятор). Разные PAST недоступны, да и где их брать?
1. Скачать PAST и G*Power
https://folk.uio.no/ohammer/past/http://www.gpower.hhu.de/en.html2. В PAST набить данные, выделить. Путь: Univariate - Summary statistics. Выписать: средние, станд. отклонения. Для средних (см. строку Mean) получить 95% ДИ бутстрепом (лучше BCa).
3. Univariate - Two-sample tests (F, t, ?). См. 95% ДИ разности.
Параметрический по t-распределению содержит ноль и близок к тому, что 100$ рассчитал вам вручную по z-распределению.
ДИ бутстрепом не содержит ноля, т.е. в таком варианте различия статистически значимы на 5%-ном уровне (P<0,05). Что тут за бутстреп, какие они бывают и чем отличаются в худшую сторону от процентильного, рассчитанного вам p2004r - см. в мануале и литературе.
4. В G*Power вносим средние и стандартные отклонения. Считаем мощность (power) исследования = 0,3. Ставим себе и научному руководителю двойку за планирование исследования. Относимся к результатам как результатам пилотного исследования и рассчитываем в G*Power необходимые объёмы выборок (Type...: Sample size calculation...) для альфа=0,05 и бета=0,20, т.е.
мощности = 0,8 (самостоятельно).
PS По поводу "обычных людей". Обычные люди работают на заводах, в офисах, магазинах и т.п. Они не измеряют длину побегов и не тусуются на статистических форумах. Процитирую сам себя (пособие скоро должно выйти):
"Я - биолог (я – врач), а не статистик". Такая не всегда верная установка тиражируется в некоторых медицинских, педагогических и даже научных коллективах, а потому встречается не так уж редко. Она справедлива до тех пор, пока человек не приступает к выполнению научной квалификационной работы.
Статистический анализ данных является неотъемлемой частью современной научной методологии. Поэтому, если человек работает над школьным научным проектом, дипломной работой бакалавра, магистерской, кандидатской или докторской диссертацией, он должен предъявить соответствующие данному квалификационному уровню умения грамотно получать данные и выделять из них наиболее существенные закономерности с использованием статистических методов. Поэтому, пока Вы занимаетесь научной работой, Вы – статистик.