Цитата(drug535 @ 4.04.2020 - 03:30)

Изучалась динамика значений показателя уверенности в себе у испытуемых экспериментальной группы в процессе проведения тренинговых занятий. При этом по результатам первичной (входящей) диагностики Х эмп.=9.72, а на этапе повторного (контрольного) обследования Х эмп.=2.82. Можно ли использовать для решения задачи t-критерий Стьюдента для независимых выборок?
Как можно обосновать свой ответ?
1) Если есть основания считать распределение показателя "уверенность в себе" в популяции нормально распределённым, то Стьюдента использовать можно, иначе непараметрику и лучше ресэмплинг. По тем учебникам статистики для психологов, которые видел, у меня сложилось впечателение, что авторы сильно грешат неправомочным использованием параметрики.
2) Если в тренинге и контроле были одни и те же испытуемые (из вопроса это не вполне понятно) нужно использовать
критерии для зависимых выборок. Они есть и параметрические, и непараметрические. Анализ зависимых выборок на примере разобран в Лабораторной работе 7 этого практикума:
https://yadi.sk/d/g50i73pt3J6pAa3) Если для каждого испыпуемого был ряд измерений, например (1) до тренинга, (2) на этапе тренинга (3) контроль в конце, то парные Стьюдент, Уилкоксон и др. тесты для двух групп также некорректны (ну или на крайний случай - нужны поправки на множественность сравнений типа Бонферрони, Холма и т.п.) Здесь желательно анализировать всю панель одновремнно методами
анализа повторных измерений.