Цитата(плав @ 21.05.2007 - 16:53) [snapback]2876[/snapback]
Нет, р - это вероятность получить такие или большие различия между средними выборок если справедлива нулевая гипотеза. Для, например, р=0,04 вероятность справедливости нулевой гипотезы может быть как больше, так и меньше 4%. Чтобы оценить вероятность справедливости нулевой гипотезы надо знать мощность исследования (1-бета) и вероятность справедливости нулевой гипотезы до начала исследования. Предположим, что вероятность справедливости нулевой гипотезы 50%. Если мощность исследования 80%, то вероятность справедливости нулевой гипотезы будет 4,8%. Если мощность 60%, то уже 6,3%, если мощность 20% (что часто бывает при небольших группах обследованных) - 16,7% (подчеркиваю, р=0,04 во всех случаях). Если вероятность справедливости нулевой гипотезы до проведения эксперимента больше 50% (например, странная находка - эффективность лечения путем молитвы по фотографии), то ситуация опять меняется (предположим, вероятность справедливости до начала эксперимента 10%), При мощности исследования 80% вероятность справедливости нулевой гипотезы 33%, при мощности в 60% вероятность справедливости нулевой гипотезы уже 40% и т.д. Надеюсь, из этих примеров понятно, что оценка р в отрыве от мощности исследования и знаний о предмете является мероприятием бессмысленным.
Правда, если р=0,001, то при мощности 80% вероятность справедливости нулевой гипотезы 0,1% (т.е. 0,001), при 60% - 0,2%, при мощности 60% и вероятности справедливости нулевой гипотезы до начала исследования 10%, справедливость нулевой гипотезы после проведения эксперимента составит 1,6%. Сравните с приведенными выше цифрами для р=0,04 и почувствуйте разницу в интерпретации результатов
Значит, корректная запись должна выглядеть следующим образом. Например:
При сравнении группы 1 и группы 2 выявлено статистически значимое увеличение показателя А на N единиц (P=0.02) с вероятностью 50%.
В приведенном примере я хотел сказать, что статистически значимые различия в N единиц (при уровне значимости альфа 0,05) можно обнаружить в 50% случаев.
И еще скажите, правильно я рассуждаю или нет:
Если написано, что в исследовании принят уровень значимости (альфа) 0,05, то это означает, что различия между группами будут признаны статистически значимыми, если вероятность P найти такие или большие различия при условии справедливости нулевой гипотезы будет меньше или равна 5%. И далее в тексте, когда пишут о наличии или отсутствии статистически значимых различий, приводят точное значение P. Например, "наблюдается статистически значимое увеличение показателя А на N единиц (P=0,02)". В данном примере тот факт, что P<0,05, свидетельствует о статистической значимости, а числовое значение 0,02 позволяет количественно оценить, на сколько увеличение показателя А статистически значимо, и при необходимости сравнить со степенью (величиной? - не знаю что лучше) статистической значимости прироста другого показателя. Но в идеале для адекватного сравнения величин статистической значимости нужно еще указать и вероятность, с которой найденные статистически значимые различия можно выявить, что зависит от мощности критерия.
Правда анализа статистической значимости в соотнесении с мощностью критерия я не видел еще ни в одной диссертации!!!